Реку Исеть и набережные «выводят из сумрака». Что ждет водную ось города?

30 мая 2019 16:10

Река Исеть — первопричина основания Екатеринбурга в этом месте и своего рода ось, вдоль которой он исторически развивался. Когда в 2011 году шла подготовка к участию города в конкурсе на право принять «Экспо-2020», власти пригласили в качестве консультанта бывшего главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо. Облетев Екатеринбург на вертолете, он с удивлением заметил: у вас столько водных пространств, но вы практически не используете их с градостроительной точки зрения. Было сложно с ним не согласиться — даже в центральной части набережная Исети была обустроена и эксплуатировалась фрагментарно: от ул. Малышева до станции метро Динамо. 

С тех пор городские власти вернулись к теме комплексного развития и благоустройства всей набережной. Почему «вернулись»? Потому что испанский архитектор не был первым, кто сказал о необходимости раскрыть потенциал Исети. Идея поймы реки как парка, связывающего разные районы от Верх-Исетского завода (ВИЗа) до Нижнее-Исетского (НИЗа), появилась в Генплане «Большой Свердловск» 1930 года. Она была заложена и в Генплан 1972 года, однако по большей части так и не воплощена.

Основные принципы благоустройства набережных, которые предлагались разными архитектурными бюро начиная с 2013 г. — озеленение, прогулочные пешеходные и велосипедные маршруты вдоль реки, связанность всех участков за счет появления проходов — мостов под мостами. Импульс к реализации концепции придало участие Екатеринбурга в федеральной программе «Комфортная городская среда»: в 2017 г. было выбрано 40 городов, в которых предлагалось сделать благоустройство общественных пространств. Оператором выступило КБ «Стрелка», выбравшее в качестве локальных партнеров проектные бюро «ОСА» и In.Form. В сентябре 2018 г. начались работы по благоустройству набережной на участке между улицами Малышева и Куйбышева.

Мы решили рассмотреть, как уже изменилось пространство вокруг водной оси города и что планируется сделать в ближайшей перспективе, выбрав отрезок от ул. Малышева до ЦПКиО. Расположенные на нем участки набережной уже частично «освоены» либо запроектированы. Будущее большинства других территорий вокруг Исети пока сформулировано только в концепции.

Отметим, что в формировании пространства и облика набережных вовлечены не только городские власти, но и застройщики, реализующие здесь свои проекты.

От улицы Малышева до Куйбышева

Благоустройство набережной на этом участке должно завершиться до 1 октября текущего года. Согласно концепции, здесь будут зеленые холмы, велодорожки, скамейки, павильоны и беседки. В качестве покрытия для пешеходной зоны выбран пропускающий воду эластопейв. Предполагается, что луж здесь больше не будет.

Новые объекты — деревянные скамейки и настилы, спускающиеся к воде, уже можно видеть на обоих берегах реки. Считается, что в наших климатических условиях дерево долго не живет. Но материал, используемый в оформлении открытых пространств, проходит специальную обработку. Достаточно ли ее, чтобы противостоять уральской погоде, покажет время.

Осенью 2018 г. проход по правому берегу был закрыт для пешеходов. Можно видеть, что здесь установлены деревянная беседка и металлические конструкции для качелей. Перед беседкой появились холмы, засаженные горной сосной, между которыми поставят скамейки. На берегу установлен деревянный настил, с которого можно кормить уток. Правда, выбор высоты в настоящий момент вызывает вопросы. 

Будет обновлена площадь перед ГЦСИ и территория вокруг, появятся новые площадки для ивентов. Пока же этот участок выглядит так, словно еще вчера здесь шли бои. Массовая вырубка деревьев очевидно не пошла на пользу пейзажу. Остается надеяться, что к осени мы все-таки увидим радующее глаз благоустройство.

Власти отказались от предложенных архитекторами бюро «ОСА» деревянных «мостов под мостами», связывающих этот участок набережной с набережной у Цирка. А сроки появления пешеходного тоннеля под мостом Куйбышева (более дорогое и технически сложное сооружение), запланированного администрацией, пока не ясны.

Левобережная часть от Малышева до Куйбышева уже кардинально изменилась. Недавно этот участок производил впечатление заброшенного и неблагополучного. За несколько лет здесь «выросли» новые здания — ЖК «Кандинский», краснокирпичные офисно-деловые особняки, штаб-квартира «Русской медной компании» (проект архитектора Нормана Фостера). Легендарный Косой дом, особняк купца Чувильдина, приобрел и отреставрировал глава строительной компании «Проспект-Девелопмент» Александр Петров. На прилегающем участке он уже разбил красивый японский сад.

Финальной «точкой» преображения этой локации стал Клубный дом «Ривьера», возведенный на месте пустыря. В настоящий момент застройщик, группа компаний «Ривьера-Инвест-ЕКБ» (собственник — Валерий Малышев), завершает работы по отделке фасада. Объект будет сдан в сентябре.

Территория рядом с набережной до "Ривьеры"

Возведение "Ривьеры" практически завершено. Застройщик приступил к благоустройству прилегающей территории

Проект благоустройства набережной рядом с клубным домом "Ривьера"

С XVIII век на береговой линии возводились самые значимые и красивые здания Екатеринбурга — достаточно взглянуть на сохранившиеся дома-памятники: Дом горного начальника Уральских заводов, дом купца Пшеничникова, дом Севастьянова. С точки зрения эстетики на застройщиках, реализующих проекты в этой локации, лежит большая ответственность.

Вот как прокомментировал Валерий Малышев выбор архитектурного решения для клубного дома «Ривьера»:

Мы учитывали историческую среду, рассматривали несколько стилевых решений и остановились на неоклассике — место и окружение обязывают. «Исторические реминисценции» присутствуют и в архитектуре «Ривьеры», и в решении фасадов. По диагонали от клубного дома находится здание полпредства, тоже неоклассическое. Рядом с нами — неоклассические особнячки (деловые дома).

«Лицу» «Ривьеры» — фасаду мы уделили самое пристальное внимание: такой дом в таком месте должен выглядеть безупречно. Огромные витражные системы Schuco, отделка натуральным камнем, декоративная штукатурка с рустовкой, самоочищающиеся краски — применены лучшие материалы, которые позволят решить эту задачу, — комментирует управлявший директор группы компаний «Ривьера-Инвест-ЕКБ» Евгений Шилов.

Отметим, что для большинства жильцов «Ривьеры» вид на набережную станет частью повседневной жизни — к ней обращены окна квартир и ресторана, расположенного в галерее первого этажа. «Территорию, прилегающую к дому вдоль набережной, мы красиво благоустроим. Соответствующие работы уже ведутся», — говорит Евгений Шилов.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что на левом берегу Исети формируется респектабельный, фешенебельный и престижный район.

Текущее состояние моста

Светлое будущее

От Куйбышева до ЦПКиО

Основательная работа над проектом набережной на участке от Куйбышева вниз по течению до ЦПКиО началась в 2018 г.

В границах улиц Степана Разина — Декабристов на месте телебашни к 2025 году «УГМК-Холдинг» построит Ледовую арену для ХК «Автомобилист» на 15 тыс. зрителей, с парковкой на 500 мест. Концепцию разработало немецкое архитектурное бюро. Одной из «фишек» здания станет медиафасад: с одной стороны на него будет выводиться видео высокого качества. В июне компания рассчитывает получить разрешение на строительство и выйти на площадку.

Отлично, что нашелся инвестор, который создаст современный объект и вместе с городскими и областными властями приведет в порядок большую ранее заброшенную территорию — сформирует набережную для прогулок. Сейчас готовится проект комплексного благоустройства этой территории. УГМК не выступает заказчиком, это дело города, компания лишь взяла на себя финансирование разработки проекта. Планируется реконструкция дорог, а также продление набережной. Сейчас можно прогуляться вдоль воды от ул. Челюскинцев до ул. Малышева, а дальше все обрывается. Есть небольшой благоустроенный кусок рядом с ЖК «Ривьера» — и все. Мы же хотим продлить набережную до ул. Декабристов, а в перспективе — до ЦПКиО. Логика развития всех европейских городов говорит о том, что набережная становится центром притяжения для горожан. А Екатеринбургу сейчас не хватает таких пространств для прогулок. Думаю, когда проект будет реализован, горожане быстро забудут весь негатив, связанный с телебашней, — ранее сказал в интервью «ДК» Данил Крицкий, генеральный директор АО «Ледовая арена».

Отметим, что областные и городские власти включили в список объектов, которые хотели бы возвести или реконструировать к 2023 году — 300-летию Екатеринбурга — мосты через Исеть по ул. Малышева и по ул. Декабристов. Работы запланированы на 2020 год, стоимость реконструкции каждого оценена в 50 млн. руб. Кстати, под мостом на Декабристов уже есть сухая арка. Предполагается, что она станет связующим звеном между участками набережной, ее нужно отремонтировать, почистить, подсветить — таким образом будет решена проблема связи участков набережной. 

Больше всего споров в последние годы велось вокруг судьбы левого берега Исети в районе парка ЦПКиО. В городской администрации настаивают, что здесь должна быть сохранена рекреационная зона, однако девелоперы предлагают разместить жилые комплексы с коммерческими помещениями.

 

Необходимо признать, до недавнего времени эта территория пребывала в запущенном состоянии. Ситуация начала меняться с появлением ЖК «Клевер-парк». Застройщик взял на себя благоустройство набережной — и получилось хорошо. Сейчас в этой локации ведется проектирование, власти намерены построить несколько пешеходных мостов. 

Постепенно водная ось Екатеринбурга приобретает достойное обрамление. Река, способная стать центром социальной активности, все больше включается в городское пространство как функционально, так и визуально. Будем надеяться, что в результате все набережные превратятся в эстетически привлекательные, функциональные и связанные друг с другом пространства.

При подготовке текста были использованы материалы «Горсовета».

Поделиться новостью